Бог сохраняет все







Православная школа-пансион «Плёсково»
 

Предыдущая статьяСледующая статья

Владимиру Васильевичу Аксенову исполнилось 50!

О том, как Владимир Васильевич 7,5 лет провел в колонии строгого режима, почему 13 для него стало счастливым числом, как он заработал деньги на поездку в Индию и еще множество подробностей из жизни юбиляра…

Сказочные герои из веток и сучьев

Родился он в городе Красноярске-26, ныне носящем название Железногорск, куда его родители попали по путевке из Москвы на крупнейший в стране завод по переработке ядерных отходов. Мама работала крановщицей, отец — токарем-фрезеровщиком. Шесть первых лет жизни маленького Володи прошли в закрытом городе. Потом семью Аксеновых перебросили в подмосковный город Обнинск Калужской области, знаменитый своей атомной электростанцией. Там Володя пошел в общеобразовательную школу, а уже со второго класса отец отдал его в художественную школу. Поначалу маленькому Володе не очень нравилось заниматься живописью, рисунком, композицией и всеми художественными премудростями, которым его учили. Но постепенно он привык, втянулся, а потом уже и полюбил изобразительное и прикладное искусство. Конечно, основным примером для него всегда был отец, бывший детдомовец, творчески одаренный человек, но, увы, не имевший возможность реализовать свои художественные таланты. Все, на что отцу хватало времени, было художественное выжигание. Потому отец, как это часто бывает, воплощал свою нереализованную мечту в сыне, за что сейчас Владимир Васильевич ему очень благодарен.

Уже к шестому классу Володя определился с выбором профессии художника и резчика по дереву. Ему нравилось собирать затейливых форм сучья, ветки, корни деревьев и делать из них сказочных героев. Володе всегда на все хватало времени: он и творчеством занимался, и в школе был примерным и активным учеником. Больше других предметов любил Володя математику, геометрию, историю и географию.

Как Володя дурака гонял

После восьмого класса решил поступать в Абрамцевское художественное училище в г. Хотьково, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой. Именно в Хотьково в женском Покровском монастыре покоятся мощи святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. В то время 15-летний Владимир, конечно же, не придал этому факту большого значения. Но позже, будучи уже церковным человеком, работая над оформлением храма преподобного Сергия, понял, насколько промыслительным оказался тот выбор.

А впереди его ждало первое серьезное разочарование. «Тогда я получил хороший урок на всю жизнь, понял смысл выражения «бес попутал», — рассказывает о том своем горьком юношеском опыте Владимир Васильевич. А дело было так. Художественную школу Володя окончил с отличием, считался одним из лучших учеников, поэтому никто, включая его самого, не сомневался в успешном поступлении. А конкурс на отделение резьбы по дереву был немаленьким — четыре человека на место, но и это обстоятельство на тот момент самоуверенного Володю не испугало. И он вместо того, чтобы готовиться к поступлению, в буквальном смысле гонял дурака — в карты играл!

Экзамен сдал, но не прошел по конкурсу на отделение резьбы по дереву, и несолоно хлебавши вернулся домой. Но тот случай не только навсегда отучил Володю от азартных игр, но и подстегнул к более серьезному отношению к учебе и творчеству.

Пейзаж с теплицей

Хвастун видал, как медведь летал

После окончания 9 класса в 1973 году Володя блестяще сдал рисунок, живопись, композицию, сочинение, математику и прошел по конкурсу одновременно в два художественных училища, но выбрал именно Абрамцевское (АХПУ), где успешно проучился четыре года и закончил отделение лучшим учеником. В 1977 году участвовал в конкурсе на Богородском промысле, где получил первую премию за деревянную подвижную скульптуру на тему русской поговорки «хвастун видал, как медведь летал». Тогда официально получить авторское право на созданное изделие было достаточно проблематично, хотя так или иначе автор был известен. Но и такое негласное правило зачастую нарушалось. Именно с таким пренебрежением к его собственному авторству Владимир Васильевич совершенно случайно столкнулся пятнадцать лет спустя. Однажды приехал в Москву сдавать свои работы на выставку и заметил на стеллажах знакомый силуэт, присмотрелся, а там его «Хвастунов» видимо-невидимо. Выяснилось, что скульптура оказалась востребованной за границей, вот ее и размножили в огромных количествах, при этом совершенно забыв упомянуть об авторе. Тогда Владимир Васильевич, со свойственной ему деликатностью, не стал ни в чем разбираться, а только руками развел: «Значит, работа и впрямь неплохая вышла!»

13 — счастливое число

Со своей будущей женой Галиной Ильиничной Фроловой, которая родом из Белгорода, учился в одной группе Абрамцевского училища. Год ухаживаний увенчался свадьбой, состоявшейся 13 сентября 1975 года. Тут надо заметить, что число 13, вопреки суеверным домыслам, для Владимира Васильевича на редкость счастливое. Судите сами: 13 января родился, 13 августа крестился, 13 сентября женился. Было в его жизни и множество других знаковых событий, связанных с цифрой 13.

После окончания училища семья молодых художников попросила распределения в Белгород. И в том же году Владимира Васильевича призвали в армию. Служить посчастливилось не где-нибудь, а в самом центре Москвы, в штабе ПВО на Кировской улице. А молодая жена Галина тем временем работала главным художником на Белгородской фабрике культурных товаров и часто наведывалась по работе в Москву. В 1979 году молодой муж наконец-то вернулся из армии, а в 1981 году на свет появилась единственная дочь, Машенька.

К юбилею В. В. Аксенова
издан каталог избранных
работ мастера

В 28 лет — член Союза художников СССР

В 1985 Владимир Васильевич получил звание члена Союза художников СССР. Это было не только почетно, но и давало множество привилегий. Одна из них — право на получение художественной мастерской. Владимир Васильевич своей мастерской доволен — просторный домик почти в самом центре Белгорода площадью 45 квадратных метров.

Кроме того молодой художник был выдвинут на соискание премии Фонда культуры и стал стипендиатом от Белгородской области. Благодаря этим деньгам Владимир Васильевич и Галина Ильинична смогли отправиться в путешествие по Индии. Остальные его заграничные поездки были связаны с авторскими выставками и творческими поездками. Побывал он в Германии, Польше.

7,5 лет в колонии строгого режима

С 1992 года работать Владимиру Васильевичу становилось все сложнее, связано это было с политическими переменами в стране, которые привели к обнищанию большей части населения. Заказов становилось все меньше, заработок стремительно падал, а надо было кормить семью. Именно в то непростое время Владимиру Васильевичу предложили преподавательскую работу… в колонии строгого режима. Вряд ли найдется много членов Союза художников, которые проработали около восьми лет с рецидивистами, убийцами и ворами. О том своем жизненном периоде Владимир Васильевич рассказывает буднично, без героизма. А ведь все эти годы он в буквальном смысле слова рисковал жизнью, ведь работать приходилось с людьми, у которых нивелированы многие жизненные ценности. Владимир Васильевич поставил себя так, что заключенные его не только уважали, но и охотно ходили в мастерскую для того, чтобы освоить специальность резчика по дереву. Курс обучения для заключенных был рассчитан на год. Таким образом, за семь лет Владимир Васильевич выпустил около двухсот специалистов. Некоторые из них после освобождения благодаря именно этой специальности начинали новую жизнь.

В то время Владимир Васильевич бросил курить и навсегда потерял интерес к любым азартным играм. Даже сейчас, если плесковцы спрашивают его о возможности смастерить простое домино, Владимир Васильевич их не поддерживает. Сказывается опыт работы в колонии, где азартные игры тянут за собой множество бед и несчастий.

Из колонии ушел только потому, что накопилась моральная усталость, — работа в экстремальных условиях сделала свое дело.

Плесковская веха

В «Плесково» его привел священник протоиерей Сергий Фролов, с которым Владимир Васильевич познакомился в 2000 году. Отец Сергий сначала просто предложил приехать, посмотреть новую православную школу. А буквально на следующий день позвонили из плесковской администрации, предложили работать. Владимир Васильевич первое время был резчиком по дереву в концерне «Ридиос» и параллельно вел кружок резьбы по дереву для детей. И только через год его назначили учителем труда (технологии). Одним из главных событий своей жизни в «Плесково» Владимир Васильевич считает участие в оформлении храма. Причем, не только школьного. Например, недавно он закончил резной киот на икону Владимирской Божией Матери, эскиз которого утвер-ждал сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Еще вспоминается приезд патриарха в 2003 году, ведь именно Владимир Васильевич вырезал для него подарок.

Кружок резьбы процветает — плесковцы регулярно участвуют в различных выставках, от школьных до международных. К примеру, недавно участвовали в выставке, посвященной Степану Эрзе. Лучшими учениками Владимир Васильевич назвал Пашу Мануйленко, Сашу Карелина и Вову Шашкова. Это они в свое время вырезали композицию «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского» к выставке, посвященной Куликовской битве. Но эти ребята уже покинули кружок резьбы, и теперь одиннадцатиклассника Сашу Голышева можно назвать их преемником. Вообще, после прихода в «Плесково» жизнь изменилась кардинально — наконец появилась возможность постоянно ходить в храм и по мере сил его украшать. Ведь для плесковского храма Владимир Васильевич сделал очень много: и аналои, и киоты, и резные украшения — все это дело его рук. Впрочем, он трудится не только для храма, — всем известный плесковский герб тоже нарисовал Владимир Васильевич. Сейчас работает над киотом для иконы «Неупиваемая чаша» для плесковского храма Сергия Радонежского. «Плесково» стало для Владимира Васильевича вторым домом. Здесь и его любимая жена работает — преподает изобразительное искусство, и двухлетняя внучка Анечка подолгу гостит, и дочка, пошедшая по стопам родителей, часто приезжает.

Насчет планов на будущее: «Все в руке Божией», — коротко ответил Владимир Васильевич и с головой погрузился в любимую работу. А ее у нашего юбиляра предостаточно, уж поверьте.

Система Orphus